От ВАЗа к АвтоВАЗу

Жигулевское море за ним. Как феодальные бароны, наблюдавшие 6адони замка за своими владениями, руководители ВАЗа могут обозревать подвластную им территорию и ощущать, что все, кто там работает и живет, зависят от них. Однако, «сак ученики Мишеля де Серто (французский историк культуры, 1925-1986), МЫ знаем, что такие «соединяющие воедино» вертикали являются иллюзорными. Они не принимают во внимание беспорядок, в котором можно заблудиться, как в лабиринте, столкновения с другими людьми, как целенаправленные, так и случайные, интриги Геннадия Ухова и обиды Зои Кузнецовой. Но они иллюзорны по чисто советским причинам.

Хотя Автоград с самого начала был городом, принадлежащим заводу, но сам завод зависел от московских властей. Как и любое другое советское предприятие, ВАЗ не мог самостоятельно принимать решений о том, какую продукцию выпускать или что делать с выручкой от ее продажи. Он работал для выполнения плана, игнорируя ситуацию с прибылью и убытками. Л их вклад в плановые показатели был в лучшем случае неявным.

В первое десятилетие своей деятельности ВАЗ, как новое предприятие, не испытывал особых трудностей с получением ресурсов. Его сборочные конвейеры хотя и не соответствовали передовым технологиям мирового уровня, но зато являлись лучшими в стране. Одца. ко в 1980-х гг. советская автомобильная промышленность оказалась в тупике. Наиболее очевидным объяснением этого была неадекватность расходов на обновление постоянно стареющего оборудования. Вместо этого инвестиции делались в нефтегазовый сектор из-за его все увеличивающейся ценности как источника иностранной валюты (15 % общей стоимости экспорта в 1970 г., но уже 53 % - в 1985 г.).

Для центральной власти автозаводы стали дойными коровами. «Каждый месяц мы отправлялись в министерство: то надо подкорректировать численность, то фонд заработной платы, то себестоимость, то прибыль, то еще что-то», вспоминает П. М. Кацура, главный экономист ВАЗа. «и каждый раз от нас отщипывали немножко». Рост производительности труда на ВАЗе, который в среднем с 1976 по 1980 г. составлял 4,1 %, в 1981-1985 гг. упал до 1,6 %. Числа, которые советские экономисты называли прибылью, в те же периоды уменьшились с 9.7 до 1,6 % .

Экономические решения, которые все сильнее склонялись в пользу выбора «игры с нулевой суммой» (экономический и статистический термин, означающий, что выигрыш одного партнера равняется проигрышу другого), являлись симптомами более фундаментальной проблемы: тс факторы производства, на которые опиралась плановая экономика с самого начала своего появления в конце 1920-х гг., исчерпали себя. Основными показателями были рабочая сила, материальные ценности и природные ресурсы.

Наряду с рассуждениями об автоматизации и интенсификации производства использовании более сложного оборудования, научно-технической революции расточительность, присущая плановой экономике, оставалась неизменной. Статистические данные о снижении рождаемости, увеличении детской смертности, росте алкоголизма, разводов и самоубийств со всей убедительностью указывали, что творится что-то неладное.
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...