Новости

Скептицизм по поводу автомобилей СССР

Скептицизм по поводу автомобилей, улучшающих дороги, оказался заметнее в ходе второй дискуссии. Б. Е. Ширинк, инженер и член Московского автомобильного клуба, признал, что тяжелые грузовики будут снижать стоимость перевозок, но «трудность состоит в том, что мосты в сельских районах их не выдержат». Мы не должны, считал он, делать прыжок от ничего к производству многих тысяч автомобилей в сутки, потому что для этого нет ни базы, ни сырья. Представитель по закупкам отдела армии по фамилии Федотов согласился с этим, отметив, что трехтонные грузовики не смогли доехать до Брянска, поскольку мосты не выдержали бы их веса, и что по этой причине власти Тулы вообще запретили использование таких грузовиков.

Другой участник, Тихонов, был еще более категоричным в своем намерении улучшать дороги, прежде чем вкладывать деньги в производство автомобилей. Из четырех миллионов километров дорог, упомянутых предыдущим оратором, три миллиона, по утверждению Тихонова, находились в таком состоянии, что не только автомобиль, но даже телега не сможет по ним проехать. Кроме того, зная об участи тракторов, он предположил, что в руках «наших крестьян» автомобили быстро придут в негодность. Ряд ораторов, однако, не разделяли подобный скептицизм.

«Я принадлежу к группе, которая полагает, что автомобили вызывают улучшение дорог», — заявил профессор Грибов. «Запугивать бездорожьем не следует», — добавил некто Смирнов. «Автомобили создадут потребность в дорогах, а хорошие дороги создадут потребность в автомобилях, как в Соединенных Штатах». Его сразу же сменил другой оратор, который отметил: когда кто-то говорит о необходимости дорог, крестьяне отвечают, что пока у них нет машин, не будет и дорог. «Дайте нам автомобили, и мы сделаем вам дороги».

Возможно, необходимо уточнить, что, когда участники этих дебатов говорили об автомобилях, они имели в виду в первую очередь грузовики, а не легковые машины. В России пассажирский автомобиль был всегда или легковой, или малолитражный. Осинский утверждал, что СССР необходимы как легковые, так и грузовые машины, и особенно «легкий грузовик» (в частности, «форд» грузоподъемностью три четверти тонны). Ни один из участников диспута даже не упоминал о легковых автомобилях до тех пор, пока Осинский не начал подводить итоги. Некто Лебединое, в частности, укорял других ораторов за то, что они «полностью игнорируют вопрос о пассажирском транспорте».

Если мы думаем о создании автомобильной промышленности только на основе государственной средств», продолжал он «очевидно, что дело пойдет черепашьим шагом. Ставка на концессионеров также сомнительна, и черт знает, согласятся ли они на наши условия. Кроме того, необходим был, как он утверждал, интерес «широкой общественности», которая, к сожалению проявляет равнодушие.

Диспуты были уменьшенным отражением тех споров об индустриализации, которые бушевали в течение нескольких лет в учреждениях гос планирования и в высших эшелонах коммунистической партии. Никто открыто не выступал за крестьянскую телегу. Но предлагавшие умеренные темпы производства автомобилей исходили из тех же предположений, что Николай Бухарин и другие, то есть высказались в пользу продолжения использования рыночных сделок между государственной промышленностью и крестьянскими хозяйствами. То, что каждый рабочий и крестьянин сядет в автомобиль в течение 10-15 лет, казалось им столь же невероятным, как и предположение, будто Советский Союз сможет осуществить индустриализацию в пять лет.

Осинский и другие сторонники быстрой «автомобилизации» осознавали необходимость такой же срочности, что и индустриализаторы, которые к 1927-1928 гг. добились победы (и получили решающую поддержку Сталина) в ходе прений. Таким образом. СССР должен был получить автомобили столь же быстро, сколь и другие отрасли промышленности, но означает ли это, что он получил бы дороги?



Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...