Новости

Автомобили улучшают дороги

Действительно ли в СССР было слишком мало дорог? Что означает выражение «слишком мало»? Сопоставление обшей протяженности дорог в СССР с числом автомобилей и сравнение этого соотношения с показателями другой страны могут кое-что прояснить. Например, в 1970 г. Советский Союз был покрыт сетью дорог с твердым покрытием общей протяженностью в 220 тыс. километров и имел около 10 млн. автомобилей всех видов (в основном это были грузовики, легковые автомобили и мотоциклы). То есть на каждый километр асфальтированной дороги приходилось примерно 45 автомобилей. В том же году в Соединенных Штатах насчитывалось примерно 3,2 млн. километров дорог с твердым покрытием и около 120 млн. зарегистрированных автомобилей. Таким образом, соотношение составляло 37,5 автомобиля на каждый километр дорог.

Это неточные цифры, но они предполагают, что в целом на асфальтированные дороги в СССР приходилась примерно такая же нагрузка, как и в США, и в этом смысле большого дефицита дорог с твердым покрытием не было. Но общенациональные величины — это слишком крупный масштаб. Он не принимает во внимание различия между городскими и сельскими дорогами. Советские данные тоже, к сожалению, не раскрывают такие различия, но они показывают, что 220 тыс. километров дорог с твердым покрытием составляют лишь 43 % улучшенных дорог (категория, включающая гравийные дороги и в других странах известная как «всепогодная») и только 16 % всех прочих дорог в стране. Другими словами, большинство дорог не были улучшенными, а большинство улучшенных не имели твердого покрытия.

Такие дороги, особенно в западной части страны, страдали от «распутицы». Термин относится как к непроходимости дорог, так и ко времени года (оттепель весной и дожди осенью) в случае, когда такие условия преобладают. Распутица оказывала огромное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь России и Советского Союза. Это сказывалось на всем: от назначения срока освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. до планов мобилизации войск во время Первой мировой войны, и даже на решениях о крупных сражениях. «Враг у ворот» г так называлась вышедшая в 1994 г. игра-симулятор, в которой за основу взяты события. происходившие на юге России с ноября 1942 но март 1943 г.. и имевшая в своих правилах пункт «Грязь». «Весенняя версия распутицы», гласил пункт 1.3d правил, «кладет конец всем операциям.

В условиях игры появление грязи означало конец игры. В действительности весенняя распутица 1943 г. остановила контрудар генерала Эриха фон Манштейна по чрезмерно растянутым советским войскам, что позволило последним перегруппироваться в рамках подготовки к летнему наступлению. Это был не первый случай, когда немецкое наступление срывалось из-за сочетания плохих дорог и плохой погоды. Осенью 1941 г. дожди, «такие неожиданные и такие прозаические», способствовали приостановке наступления вермахта, хотя его 4-я танковая группа стояла уже в селе Бородино, всего в 90 километрах от Московского Кремля.

Трудно понять, насколько сильно может повлиять на планы распутица, поскольку проблема не ограничивается только прошлым или одной нехваткой дорог с твердой поверхностью. Не далее как весной 2005 г. сайт Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков предупредил членов этой организации об «ограничении движения на некоторых маршрутах общего пользования» в Российской Федерации. Причиной стала «весенняя распутица», она ограничила возможности передвижения тяжелого транспорта, а также вынудила закрыть дороги в Смоленской, Пермской, Новгородской, Новосибирской и Кировской областях.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...