Новости

Советское отношение к Форду

Советское отношение к Форду-предпринимателю было неоднозначным, как и повсюду в Европе, хотя и по другим причинам. Но «фордизация» и «фордизм» — термины, широко использовавшиеся в 1920-х гг. и чередовавшиеся с «американскими темпами» и «американской эффективностью», — отдельная история. Результаты деятельности Форда произвели глубокое впечатление на марксистов, техническую интеллигенцию, культурный авангард и читателей массовых научно-популярных журналов. Поэтому так же, как их партнеры в Веймарской Германии, эти энтузиасты в избытке демонстрировали «технологический оптимизм», то есть отождествляли индустриальные технологии с систематичностью, надежностью и изобилием ресурсов.

В обеих странах люди исходили из предположения, что все, придуманное Фордом в Детройте, может быть легко воспроизведено — естественно, без малейших погрешностей — социалистическим обществом, которое будет к тому же защищать своих рабочих от переутомления и непосильного труда. Даже не очень лестные отзывы о Детройте и Форде, которые позже появились в советской прессе (рабочих выбрасывают на улицу, головорезы с дубинками в руках разгоняют профсоюзные митинги, безработные страдают от голода и отчаяния), не слишком повлияли на сложившееся ранее позитивное восприятие с акцентом на том, что советский Детройт достигнет «фордистской» производительности, сумев при этом избежать «анархии» рынка.

Детройт, существовавший в советском представлении, имел мало общего с реальным городом в штате Мичиган, но советские детройты были вполне реальными местами. Они состояли из заводов с десятками тысяч рабочих, управленцев и других сотрудников, занимающихся выпуском автомобилей, а также из городов (в одном случае это был городской район), в которых эти заводы были расположены. Но, будучи вполне реальными, они несли в себе и воображаемые черты. По существу советские, эти предприятия призваны были стать, по меньшей мере, эквивалентом Детройта, в крайнем случае, изображаться как догоняющие и перегоняющие его структуры. Они оказались тем, что Владислав Годоров (болгарский культуролог и теоретик литературы) называл «аллегорическими фигурами индустриализации», причем аллегория распространялась с героического строительства заводов на последующий труд на них, который представлял собой «поэтическую завершенность завода в целом».

Представляем которые вы можете приобрести уже сегодня.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...