Опора советской системы на труд заключенных была далеко не уникальной. Группы дорожных рабочих-заключенных не были редкостью на строительстве дорог в Соединенных Штатах на протяжении большей части XX п., особенно в сельских районах Юга, где в них «имелась четкая социальная потребность» и они служили инструментом расового контроля. Их использование прекратилось только в 1970-х гг. и вновь возродилось в конце 1990-х гг. в Алабаме, Флориде и нескольких других ...
Что касается качества, Патрик Сержент, один из немногих западных автомобилистов, путешествовавший в 1955 г. «по широкой автомобильной дороге в Харьков» (шоссе Москва-Харьков), нашел ее состояние хорошим «как у относительно небольшого количества советских основных дорог»: широкая, прямая, как правило, пустая и хорошо сделанная, «за исключением редких двухдюймовых прорех между бетонными плитами». Когда спустя три года два ...
Среди проектов этих лет, основывавшихся на труде военнопленных, было строительство основной части шоссе Москва-Харьков-Симферополь (около 930 километров). Участки шоссе строились и до, и во время войны. Как выяснилось, помимо их модернизации и завершения в течение 1948-1950 гг., нужно было что-то делать с ливнями, зачастившими летом 1948 г. Рассказывают, что во время одной из (очень редких) послевоенных поездок за пределы Кремля, автомобиль Сталина из-за с ...
Ситуацию на строительстве дороги Рязань-Пенза-Куйбышев, находившейся в ведении Гушосдора как лагерь 1, нужно признать уникальной. В 1945 г. более трехсот офицеров и сержантов, которые оказались в плену у немцев, затем успешно прошли процедуру фильтрации, через которую проходили все возвращавшиеся на Родину советские граждане, были назначены на работы по проекту в качестве руководителей отделов, мастеров и бригадиров. Вскоре после их прибытия в лагерь «по и ...
В ходе войны нацисты занимались ремонтом и строительством некоторых дорог, но основная их часть была повреждена и заброшена. Хотя разрушение железнодорожных линий носило более серьезный характер, ремонт автомобильных дорог также являлся важной послевоенной задачей. Советские власти требовали репараций от стран Восточной Европы (включая целые «трофейные» заводы) и легко оправдывали использование военнопленных при восстановлении шоссейных и ж ...
Военнопленные были основным источником рабочей силы для строительства дорог, так же как и для большинства других видов строительства и реконструкции после Второй мировой войны.
25 сентября 1939 г. в ходе советской оккупации восточной Польши комиссар НКВД Лаврентий Берия подписал приказ (№ 0315) о постройке шоссе («в кратчайшие сроки») между Новоград-Волынским. Ровно, Дубно и Львовом (силами 25 тыс. польских военнопленных). Дублируя Западно-Украинскую ...
Во время войны Гушосдор использовал четыре исправительно-трудовых лагеря (ИТЛ), три из которых он унаследовал от Гулага, а еще в одном начиная с 1939 г. содержались военнопленные. Данные за 1944 г. показывают, что из общего количества в 16 619 заключенных, находившихся во всех четырех лагерях в начале года, 1456 (8,76 %) умерли до конца года. Самый высокий уровень смертности был в лагере № 3 в Орловской области (13,9 %), а самый низкий в лагере в Московско ...
Ледовая дорога чаще рассматривается теперь как изнанка жизни выживших в блокаде. При этом ссылаются на наличие специальных групп милиции, возвращавших тысячи ленинградцев, отчаянно пытавшихся пересечь Ладогу в течение зимы 1941-1942 гг., и на армейских офицеров, пользующихся своим служебным положением для кражи товаров, хранящихся на складах на обоих концах дороги.

Дорога, кажется, была источником «фантастических слухов» об огромных запасах пищ ...

На протяжении всей войны и после нее советские средства массовой информации описывали дорогу жизни как свидетельство храбрости и изобретательности Красной армии, мудрости политических лидеров страны, мужества и патриотизма ее верных граждан. Во многих случаях приводились вдохновляющие примеры подвигов или самопожертвования. Писательница Вера Инбер в своем дневнике описывает водителей грузовиков, ездивших по Ладожскому озеру, как «священных».
Захват вермахтом 8 сентября 1941 г. города Шлиссельбурга на юго-западе Ладожского озера полностью разорвал связь Ленинграда с остальной советской территорией. Дороги, проложенные по льду, официально известные как военные автомобильные дороги (НАД) 101 и 102, служили зимой эквивалентом судоходных маршрутов по озеру, крупнейшему внутреннему водоему в Европе. Их строительство, предпринятое дорожными и мостостроительными батальонами, началось в середине ноября ...
Советские дороги, подавляющее большинство из которых были не в лучшем состоянии к началу Великой Отечественной войны, не делали различия между захватчиками и защитниками. Грузовикам вермахта так же трудно давались поставки для своих танковых дивизий, как и моторизованным подразделениям Красной армии, перевозка войск и снабжение фронта. Обе стороны использовали в основном транспортные средства с задними ведущими колесами, которые часто застревали во время р ...
Год спустя в ходе иследований на территории всей страны два инженера, Корниенко и Гайдук, составлявшие отчет для партийной контрольной комиссии, сообщали: «допущены вопиющие недочеты и злоупотребления... врагами народа», которые «в течение долгого времени в дорожных организациях и здесь приложили руку к тому, чтобы всячески тормозить строительство». К этому времени Гушосдор имел свой трудовой лагерь — Шосдорлаг (то же, что Ушо ...
26 июля 1936 г. заместитель начальника Гулага был назначен ответственным за строительство магистрали Москва-Киев и за калужский лагерь. Но перемещение оказалось «неэффективным». В марте 1937 г. проект строительства шоссе Москва-Минск был возвращен в Гушосдор. Вяземский лагерь, однако, остался под юрисдикцией Гулага. Административные игры отражали проблемы на местах.

Во-первых, инженеры Гушосдора изменили маршрут шоссе таким образом, чтобы оно н ...
Статьи о двух основных дорогах, написанные в доверительной манере и полные преувеличений, начали появляться в газетах летом 1936 г. О шоссе Москва-Минск «Правда» сообщала: «Здесь не признают никаких шлагбаумов... ни пешеходы, ни поезда, ни холмы, ни овраги не должны нарушать быстротекущую жизнь магистрали». Поклонная гора, холм к западу от столицы, с которого Наполеон впервые увидел горящий Кремль, «будет частично перенесена в сторону», бодро рапортует ста ...
Автомагистрали имели много целей: некоторые перекочевали из оригинальной концепции 1920-х годов, иные были характерны для нацистской политики, но присутствовали и такие, которые разделяли авантюристы и мечтатели повсюду. Было бы неверным поэтому считать склонность к дорожному строительству в преддверии Второй мировой войны разновидностью тоталитаризма. Целый ряд последовавших друг за другом международных дорожных конгрессов (Милан, 1926 г., Вашингтон, 1930 ...
Семь основных направлений, на которые в 1936 г. выделялось 475 млн. руб., а всего - 823 млн., были основой плана. Их общая протяженность составляла около 3700 километров. К ним относились маршруты Москва-Ленинград, Москва-Минск, Москва-Харьков, Харьков - Ростов, Орел-Киев (часть магистрали Москва Киев), Москва-Горький и Москва-Ярославль. Москва как центр схемы характеризовала свое время не в меньшей степени, чем главное обоснование огромных расходов госуда ...

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
.