Места для ремонта автомобилей в СССР

Одна уступка вела к другой. Ремонтировали ли автолюбители свои машины сами, нанимали ли механика, или обращались в автосервис - в любом случае требовалось место для их ремонта и хранения. То, что оскорбляло эстетические чувства обитателей жилых кварталов в 1960-х гг. — автомобили, скопившиеся во дворах, в ржавеющих металлических коробках-гаражах или вообще на кирпичах, покрытые брезентом, как тела, ожидающие сожжения, — стало почти повсеместным явлением в последующие десятилетия. Место в гараже и кооперативы, которые давали людям возможность получить его, вошли в сюжеты повестей, кинофильмов и в протоколы судебных заседаний, показывая, как легковые автомобили втягивают в свою орбиту соседей, родственников и коллег автолюбителей.

Самые большие опасения идеологов ушедшей хрущевской эпохи превратились в реальность, когда стало ясно, что люди говорят преимущественно о своих машинах, проблемах с этими машинами и о том, где бы их починить. Главный герой одного юмористического рассказа середины 1980-х гг. вздыхает: «С некоторых пор все изменилось. Автомобили на психику стали давить. Возьмешь газетку про автомобили - пишут, включишь телевизор — автозавод показывают... Собираемся восьмого марта, думаете о женщинах говорим? Мужики наскоро чокаются и, не успев толком закусить, продолжают беседу относительно изменений в правилах уличного движения... На работе и того хуже. Выйду покурить, с коллективом пообщаться. Завожу разговор о шахматах, о футболе. Куда там! Говорят, доказывают, спорят о тормозном пути, о свободном ходе педали, о техосмотре... Уж на что Иван Буров, говоря между нами, любитель бытовых сенсаций, и то... Я ему доверительно сообщаю, что Мария Петровна из отдела технолога начала непропорционально поправляться, невзирая на отсутствие мужа, а он: Будь у ней колеса, и муж бы нашелся.

Следовательно...
Владельцам автомобилей приходилось отнимать часть времени от выполнения социальных функций и связанной с ними ответственности. Как много времени? Согласно данным опроса 1977 г., автовладельцы тратили на уход за своими машинами в среднем 162 часа в год, го есть около получаса в день. Поскольку количество людей, имевших автомобили, увеличивалось и в 1985 г. достигло 8 млн., также увеличилось и суммарное время, которое они тратили на заправку бака бензином, покупку и замену масла и свечей зажигания, выполняя мелкий механический ремонты и другие необходимые работы. Те, кто жил в северных районах страны, но, тем не менее, пользовался машиной круглый год, должны были быть начеку круглые сутки. Как выразился один из моих собеседников, «мне приходилось прогревать машину перед сном, затем вставать в четыре часа утра, чтобы снова это сделать, а потом еще раз прогревать в восемь утра, совсем как кормить ребенка». Такие действия были частными в двойном смысле: как решение задачи способом, выбранным данной личностью по собственному усмотрению, и в узком смысле - как противопоставление коллективному труду.

Но не все время, которое автолюбители проводили со своими машинами, они находились в одиночестве. Обслуживание и ремонт автомобилей часто включали в себя социальное — или, точнее, гомосоциальное — взаимодействие. Конечно, одним из непреднамеренных (хотя при ретроспективном взгляде это и не удивительно) последствии сделки государства с автолюбителями явилось то, что она обеспечила дополнительную возможность для сплочения мужчин. В школьных автомобильных кружках, организованных комсомолом, затем в армии подростки и молодые мужчины познавали основы авторемонтного дела и получали навыки вождения, сливаясь не только с машинами, но и со своими сверстниками в сообщество, которое один этнограф назвал «мужской технической коммуникабельностью».

Те 162 часа в году, о которых говорилось выше, автолюбитель проводил не с женой или любимой девушкой, но скорее всего, с автомехаником типа «дяди Васи», продавцом запчастей или с друзьями, у которых также были автомобили. И почти все они наверняка были мужчинами. В обществе, изобиловавшем публичной информацией (за исключением той, которую потребители особенно хотели получить), узнать о том, где купить ту или иную вещь, можно было только с помощью молвы. Если продовольственные товары и мебель считались женскими «владениями», то все, что связано с автомобилями, тяготело к мужской «территории».

Закажите на ваш значимый праздник

Места для ремонта автомобилей в СССР
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...