Ситуация автопрома СССР улучшалась с каждым годом

Однако ситуация улучшалась. «Если сегодня наши станции имеют только 800 постов технического обслуживания, то к 1976 году их число должно увеличиться до 4850», — обещал в 1971 г. директор сети станций СТО в РСФСР. «Поставки запасных частей ежегодно увеличиваются», — заверял автолюбителей республиканский министр автомобильного транспорта в мае 1973 г. В десятой пятилетке (1976" 1980) мы удвоим число автомобильно-технических центров и в полтора раза увеличим количество станций технического обслуживания, обещал в 1976 г. директор технического обслуживания ВАЗа. «Году в 1983-м или 1984-м мощности автотехобслуживания будут более или менее соответствовать потребностям», предсказывал представитель Госплана в 1978 г. Тем не менее к 1982 г. результаты оказались скромнее. Поэтому неудивительно, что, оставляя свои машины на ночь, водители снимали щетки стеклоочистителей и нередко зеркала заднего вида и что путеводитель на английском языке для иностранных автолюбителей рекомендовал делать то же самое, «потому что иначе существует вероятность, что кто-то прихватит их в качестве сувениров».

И что же должны были делать советские автолюбители? Мы подошли к самой сути проблемы, и один из путей ее решения состоит в том, чтобы относиться к автомобилю так же, как к холодильнику или телевизору. Владелец может или сам позаботиться о своих вещах, или нанять кого-то со стороны. Допуская, что приведенные числа занижены, отметим, что советский источник в 1978 г. утверждал: 30 % автолюбителей сами обслуживают свои машины, еще 14 % полагаются на помощь друзей или нанимают кого-то. Либо одно из этих чисел, либо оба должны быть выше, поскольку отчеты государственных станций техобслуживания показывают заметное снижение результатов их деятельности в период с 1977 по 1982 г. Независимо от того, полагался ли человек на свои технические навыки или на кого-то еще, использовавшиеся при этом запчасти вполне могли «упасть» с перевозившего их государственного грузовика в «частные руки».

То, что было верно для ситуации с запасными частями, еще справедливей для топлива. Недостаточные возможности легальной покупки бензина и легкость, с которой водители грузовиков могли приписать пройденное расстояние и объем перевозок делали талоны на бензин, выделявшиеся для таких машин, легкодоступными на черном рынке. Сотрудничество с работниками автозаправочных станций было при этом нередко необходимым и, по всей видимости, широко распространенным. Количество бензина, приобретавшегося автолюбителями таким путем, ошеломляет — это 7.5 млрд. литров, или 2.4 млрд. рублей по официальным ценам 1984 г. Размеры теневой экономики были так велики, что уменьшали показатели экономики официальной.

Конечно, во многих случаях государство примирялось с такой нелегальной активностью. «Владелец автомобиля», заявил один из участников дискуссии за круглым столом между социологами и автомобильными экспертами в 1976 г., «невольно вынужден повышать собственную техническую культуру, что тоже можно считать положительным фактором». 

Но многим автолюбителям не хватало времени или необходимых материалов, чтобы самим ремонтировать машину, как в расхожем примере с профессором физики, прибегнувшем к услугам «дяди Васи», пенсионера, ремонтировавшего машины в свое свободное время. Дяди Васи, может быть, и не были похожи на выдающихся советских граждан, но они были абсолютно необходимы и нередко числились «кустарями-ремесленниками», чей труд признавался законным в ст. 17 Конституции СССР 1977 г. и в комментариях к ней.

Ситуация автопрома СССР улучшалась с каждым годом
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...