Плата за подержанный автомобиль в СССР нередко была выше его первоначальной цены

Можно было купить подержанную машину в государственном комиссионном магазине, но и тут система эффективно ограничивала продажи. Стоимость устанавливалась магазином, комиссионный сбор составлял 7 %. Цены были высокими, хотя нередко и меньше тех, что работники магазина неофициально называли потенциальным покупателям, которые соглашались выплатить разницу на руки продавцам сверху. Поэтому фактическая плата за подержанный автомобиль нередко была выше его первоначальной цены, несмотря на амортизацию. Такая ситуация, отражающая и желания, и требования, похоже, была системой в коммунистических странах Восточной Европы.

Что касается социального состава, то в опросе 1983 г. 58 % автовладельцев назвали себя «лицами, занятыми преимущественно умственным трудом», 35 % были рабочие очевидно, и промышленные и сельскохозяйственные, а оставшиеся 7 % составляли студенты, пенсионеры, инвалиды и другие категории, записанные как неработающие. Следует отметить чересчур высокую долю первой группы, ведь интеллигенция, согласно переписи 1979 г., составляла лишь около 15 % населения страны.

Классовые различия оказались столь велики не только из-за фактического обладания автомобилями, но и из-за неодинаковой степени желания его иметь у представителей разных слоев общества, если судить по исследованию, проведенному в азербайджанском городе Ленкорани и опубликованному в ведущем советском социологическом журнале. Оно показало, что автомобиль есть только у 4.4 % работников совхозов, но в то же время у 12 % рабочих промышленных предприятий и 11,5 % «интеллигенции и служащих». Что еще важнее: «хотели приобрести» машину 18.3 % работников совхозов. 28.9 % рабочих промышленных и строительных предприятий и 41 % интеллигенции и служащих. В то время как легковушка находилась на первом месте среди наиболее желаемых товаров длительного пользования у интеллигенции, она была на втором месте у промышленных рабочих и на четвертом — у работников совхозов.

Выбор и желания пользователей не были тем, в чем преуспел советский «диктат через потребности». Тем не менее Всесоюзный институт изучения потребительского спроса проанализировал, какие модели легковых автомобилей предпочитали люди разных профессий. Так в 1974 г. было установлено, что «инженерно-технические и научные работники» выбирают BA3-2103, учителя и врачи склоняются к «Москвичу-427», а пенсионеры распределились по противоположным концам выбора между ценой и престижем и называл и либо «Запорожец-968», либо «Волгу ГАЗ-24».

Наличие существенной разницы в восприятии моделей автомобилей, имеющих разный статус, подтверждается анекдотами. Когда писатель Владимир Войнович сказал администратору гостиницы в Минске, что у него «Запорожец», тот нахмурился, поскольку «уж кто-кто, а администратор хорошей гостиницы знает, что настоящие важные люди меньше чем на Жигулях, не ездят». Милиционеры тоже делали различия, зная, «что с водителя Запорожца можно содрать рубль всегда, даже если он ничего не нарушил. С водителем Жигулей надо обращаться повежливей, владелец Волги может оказаться довольно важной персоной, его лучше и вовсе не трогать. А уж Чайкам и Зилам надо честь отдавать независимо от того, кто в них сидит». Машины иностранного производства были четким признаком «высшего класса» . А почему бы и нет, ведь не кто иной как сам Леонид Ильич Брежнев прослыл владельцем «частной конюшни из более чем десятка быстрых и дорогих машин», включая два «роллс-ройса», «кадиллак», «мерседес-бенц» и «ситроен». «Когда я сижу за рулем», сказал Брежнев в интервью, данном в 1971 г., «у меня есть ощущение, что ничего произойти не может» — безусловно, идеальная позиция для Генерального секретаря партии.

Для длительного и общественного путешествия предлагаем воспользоваться услугой - , где вы найдете тот автобус какой нуженн именно для вашего путешествия.

Плата за подержанный автомобиль в СССР нередко была выше его первоначальной цены
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

. Контекстная реклама вопросы на форуме.

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...