Легковые автомобили в СССР использовались с целью наживы

Если поиск способа получить автомобиль — это одна сторона владения им, то как с ним поступать — уже другая. В отличие от множества других предметов домашнего обихода, с которыми сравнивали машину, она могла использоваться для получения нетрудовых доходов. Давайте вернемся к наказанному инженеру — владельцу «Запорожца». Может быть, он просто встретил поздно ночью прохожего и от душевной щедрости предложил подвезти его до Киевского вокзала? Или же он действительно разъезжал по городу в поисках клиентов, то есть (спешит добавить автор) использовал свою машину как такси? Если правильно второе предположение, то он, вероятно, пересек грань, отделяющую «личную» собственность от частной. Как объяснил Степанов в своей «беседе с читателями» про «наше и мое», личная собственность — например, холодильник и легковой автомобиль «предназначена лишь для личных потребностей владельца или его семьи и не может быть использована для наживы, для обогащения, для заработка».

Во всяком случае, это не теоретические рассуждения. По свидетельству бесстрашной американской супружеской пары, которая решилась изучить советскую автомобильную промышленность с близкого расстояния во время посещения России в 1961-1962 гг.

Значительное число советских автолюбителей использовало свои машины для различных незаконных действий: поездок в сельскую местность для кражи капусты с колхозных полей, перевозок людей за деньги как такси или поездок для скупки дефицитных продуктов. Если все это стало известно американским гостям, то конечно, не было секретом для москвичей и милиции. Со своей стороны, Степанов ссылался на практику, обычную для буржуазных стран, когда такой автомобиль является частной, но не капиталистической собственностью, подобно артелям кустарей и садово-огородным товариществам в Советском Союзе.

Утверждения, что в Советском Союзе легковые автомобили не использовались «для наживы, для обогащения, для заработка были, скажем прямо, неискренними. В отличие от рассказов журналистов судебные прецеденты решали проблемы, связанные с обладанием автомобилем и его использованием. Может ли гражданин, купив автомобиль, подарить его сыну? Может ли человек, уехавший в длительную командировку на Крайний Север или за границу либо попавший надолго в больницу, передать свою собственность в пользование другому лицу, не связанному с ним родственными узами?

Может ли гражданин законным путем обменять свой «Москвич» на мотоцикл «Юпитер» и магнитофон «Астра», принадлежащие другому лицу? Может ли автомобиль перейти в общую колхозную собственность после смерти его владельца — члена колхоза? Если в случае развода суд отдаст автомашину в собственность женщине, а мужчина остается собственником семейной доли в коллективном гараже, имеет ли она право потребовать, чтобы эта доля перешла в ее распоряжение? Трудность разрешения этих и других споров проистекала из следующего факта: пока автомобиль, являясь объектом собственности, к которому применено право персонального владения, занимает в системе права видную позицию наряду с местом жительства, закон не может рассматривать его как объект личной собственности в отрыве от других норм, установленных законом. Получается, что легковой автомобиль — совсем «иная» собственность, чем телевизор или холодильник.

Приобрести вы можете в интернете

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...