Дефицит бензина в СССР

Однако автомобилям требовался бензин, а получить его для индивидуальных владельцев была заведомо непростая задача. Дело было не только в небольшом количестве заправочных станций, но и в том, что система распределения топлива отдавала приоритет водителям государственного транспорта и требовала, чтобы на весь купленный бензин были сделаны записи в заборных книжках. Покупка бензина стала сизифовым трудом — жаловался журнал «За рулем», публикуя правила, утвержденные ни много ни мало Министерством финансов и Государственным банком.

Многочисленные попытки обхода этих правил казались неминуемыми. Тем временем другой комедийный фильм хрущевского времени обратил внимание на профессию связанную с автомобилями, и показал ее зрителям. Это была картина «Королева бензоколонки» (режиссер А. Мишурнн, Киев, 1963 г.), напоминавшая другую историю советской Золушки из снятого в сталинское время фильма «Светлый путь». Людмила мечтает о карьере фигуристки, а пока работает на низкооплачиваемой должности заправщицы на бензоколонке под Киевом. Как заметил в конце 1950-х гг. один американец, посетивший Советский Союз, «заправщиками обычно работают женщины», что отчетливо указывает на низкий должностной оклад, если не на низкий статус.

Но Людмила не простая заправщица. Вначале ошарашенная скоплением ожидающих своей очереди клиентов и неэффективной системой регистрации получения бензина, которую использует начальник заправочной станции, вскоре она начинает управлять всей работой (разъезжая на роликовых коньках!) и даже организует ремонт аварийного моста, расположенного неподалеку, в связи с чем ей предлагают идти учиться на специалиста по дорожному строительству. В отличие от «Дикарей», в этом фильме нет неясностей или двусмысленностей. Это, скорее, руководство для водителей но правилам поведения и урок добросовестной работы («если делаешь, то делай как следует», постоянно повторяет Людмила водителю автобуса), урок, хорошо усваиваемый благодаря беззаботности и оптимистичности фильма.

Когда автомобили не используются, нм нужны гаражи, особенно в городах, и тем более во время долгих суровых зим. «Как только заселяется новый квартал жилых домов, около него тут же вырастают трущобы гаражей, слепленных владельцами драгоценных машин из кусков дерева и обрезков металла. Так корреспондент газеты «Балтимор Сан» Говард Нортон описывал изменения в городском пейзаже, которые он наблюдал в начале 1960-х гг. Таково же было содержание серии из трех карикатур, появившихся в сатирическом журнале «Крокодил» в 1960 г. На первой карикатуре, «Начали строить», изображены бульдозеры, разрушающие старые деревянные дома, а на заднем плане строительные краны поднимают железобетонные панели.

На второй, «Построили», изображен чистый и опрятный квартал жилых домов, обсаженный деревьями. На третьей, заключительной картинке, изображены металлические и деревянные гаражи, уродующие двор того же самого квартала «полгода спустя». Проблему, что делать с личными автомашинами, вряд ли можно было назвать новой. Тринадцатью годами раньше тот же журнал поместил рисунок «Как москвичу хранить москвича». Рисунок состоял из нескольких картинок, изображавших разные альтернативы гаражам, одна абсурднее другой. На последней из них «москвич» был заперт в клетке со львом. Конечно, так машина не доступна своему владельцу, но зато она будет в целости и сохранности и ее не смогут украсть.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...