Фильмы и пьесы об автотуризме

Как показал фильм «Шофер поневоле», комедия помогла частично устранить неясность этого явления. В пьесе Сергея Михалкова «Дикари», впервые поставленной на сцене в сентябре 1958 г., а потом переделанной в фильм «Три плюс два», режиссер Г. Оганесян. 1963 г. три молодых туриста ставят свою палатку на побережье Черного моря рядом с новым «Москвичом», который привез их сюда издалека в фильме молодые люди приезжают на «Волге». Они являются дикарями в двух смыслах: у них нет зарезервированною места на курорте и они отказываются от таких признаков цивилизации, как ежедневное бритье и ношение длинных брюк.

Неожиданное появление двух привлекательных девушек, также приехавших на «Москвиче» и заявивших свои права на это же место лагерной стоянки нарушает мужскую робинзонаду. Каждая из групп пытается игнорировать присутствие другой, но все с меньшим азартом. Роман и Владлен в фильме Роман и Вадим решают вернуться к цивилизации и составить с девушками пары. Степан, многообещающий физик и владелец автомобиля, кажется слишком занятым обслуживанием машины, чтобы бриться или иным способом участвовать в ухаживаниях.

В конце концов, опасаясь «сложности и противоречивости» Зоя и Сильна (в фильме Зоя и Наташа) решают покинуть своих поклонников. Неоднозначный финал пьесы оставляет нас в сомнениях: одобряется в ней «дикий» туризм или критикуется. Точно так же нельзя сказать, одобряется или критикуется владение личным легковым автомобилем. «Что ни говори», заявляет однажды Владлен (Вадим) Степану нарочито серьезно, «а частная собственность отражается на психологии человека. Бедный раб четырех колес! Сколько раз я тебя учил: машина должна служить человеку, а не человек машине!»
Сюжет пьесы, хотя и выдуманный, был вполне правдоподобен благодаря приходу эры индивидуальных автомобилей. Ослабление запрета на перемещения привело к появлению (если не празднованию) «дикарства» в широких масштабах. В истории культуры советских 1960-х отмечается, что до этого десятилетия поездки по дорогам должны были иметь определенный пункт назначения и требовали официального разрешения. Комсомольцев, направленных в 1950-х гг. на целинные земли и уподобившихся тем самым 25-тысячникам времен коллективизации, вряд ли можно назвать искателями приключений.

В более широком, метафорическом смысле их политически вдохновленные поездки были частью путешествия всей страны по пути к социализму. Но 1960-е гг. стали другими. Это было десятилетие «стихии движения», когда «по дорогам с ветерком поехали невнятные люди без командировочных удостоверений. Куда и зачем? — да куда и зачем угодно. В том-то и состояла новизна, что определенной цели у этих кочевников как бы и не было». Под аккомпанемент гитар (очень популярного в 1960-е гг. инструмента) они пели песни Булата Окуджавы. Юрия Кукина, Юрия Визбора... и вели свои машины.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...