Водители-лихачи пятидесятых годов

«Нам попалось несколько грузовиков, но очень мало легковых машин», — писал Патрик Серженто своей поездке из Москвы в Харьков в середине 1950-х гг. Когда Хайнц Лате и Гюнтер Мейрелинг в 1958 г. направились к югу от Тулы в своем дизельном «Мерседесе», они обгоняли длинные колонны грузовиков, но первый легковой автомобиль встретился, только «когда мы проехали уже 43 километра». Если легковые автомобили и разъезжали по Советскому Союзу, то не по основным магистралям. По американским или западноевропейским меркам поток грузовиков не был интенсивным, но на дорогах в окрестностях Москвы и других крупных городов они становились все более обычным зрелищем.

В течение 1950-х гг. количество грузовых автомобилей, выпускаемых в стране, выросло с 294 до 362 тыс. Их производство продолжало превосходить выпуск легковых автомашин, но разрыв между ними стал сокращаться. В 1964 г., в год отставки Хрущева, соотношение выпуска легковых и грузовых автомобилей составляло 1:2,1. тогда как в 1953 г. оно равнялось 1:3,5. В этот период основной грузовой машиной Советского Союза был 2,5-тонный ГАЗ-51 (вместе со своим полноприводным вариантом ГАЗ-5З), с ним соперничали более медлительные и крупные ЗИС-150 и УралЗИС-355.

На автомагистралях того времени можно было встретить и трехосные ЗИС-151, Я АЗ-210, Я АЗ-214. Общее количество грузов, перевезенных этими и другими машинами в 1950-е гг. увеличилось примерно впятеро (с 1,8 до 8.4 млн. тонн).

Увеличение количества грузовых автомобилей сопровождалось ростом армии профессиональных шоферов. Насчитывавшая более полумиллиона человек в конце войны, она снова, как и в довоенное время, состояла преимущественно из мужчин. Женщины-водители, которых в массовом порядке набирали во время войны, в конце 1945 г. составили лишь 15 %. А через год их доля уменьшилась еще на 2,4 % . Все последующие десятилетия мнение, будто женщина не может управлять крупным грузовиком, оставалось неизменным.

Это не касалось управления автомобилем вообще, настаивал в 1979 г. руководитель лаборатории физиологии профессиональных водителей, «но ремонт таких машин, и устранение возможных неисправностей в пути требует порой значительных физических усилий. А это женщине противопоказано». Тем не менее, вероятно, в связи с постоянными и относительно короткими маршрутами движения по городу, а также с низким уровнем зарплаты вождение трамваев, автобусов и поездов метро считалось вполне женской профессией и в 1970 г. Они на этих должностях составляли более половины работников.


Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

, ремонт.

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...