Прибытие грузовиков «студебекер», «додж», ГМС на фронт

Гроссман прибыл в Сталинград накануне решающего сражении Великой Отечественной войны. Наблюдая за проходящими колоннами отступающих советских солдат, он передач надломленное состояние их душ через описание повреждений, полученных их грузовиками: «проезжали грузовики с серолицыми ранеными, фронтовые машины с помятыми крыльями, с продырявленными пулями и осколками кузовами, легковые штабные “эмки" с лучеобразными трещинами на передних стеклах, машины со свисающими клочками сена и бурьяна, машины, покрытые пылью и грязью военных дорог. И дыханье войны обожгло город, вошло в него.

К этому времени грузовики «студебекер», «додж», ГМС и «Интер-нэшнл траке», джипы «виллис» и «форд», а также топливо и запчасти для них начали прибывать в советские порты и на аэродромы по программе ленд-лиза, принятой правительством США. Эти и другие поставки были крайне нужны и очень приветствовались. Из всех автомашин, полученных Красной армией в течение войны, иностранных было около двух третей: 312 из 463 тыс.

Даже составляя менее трети от общего армейского автопарка, они, несомненно, поднимали моральный дух населения осажденной страны, указывая на существование военного союза. В этом отношении машины давали такой же эффект, как транспортные самолеты «Дуглас» ДС-3, мясные консервы и голливудские фильмы — от «Серенады Солнечной долины» до «Гроздьев гнева».

Но сколько бы автомашин ни получила Красная армия, их все равно казалось мало. Такой вывод сделал будущий писатель Анатолий Рыбаков, который во время войны служил в автомобильных частях. Рыбаков добавляет, что запчасти, шины и топливо были в дефиците, что не хватало также шоферов и его подразделение набирало их из числа «обреченных людей», служивших в штрафных батальонах.

Как и многие другие, он хвалил импортные машины, называл их настоящими рабочими лошадками, достойно показавшими себя в езде по пересеченной местности, в плохих погодных условиях и с посредственным обслуживанием. Офицеры, пересевшие с не очень надежных М-1 на джипы «виллис», тоже испытывали немалое удовольствие, да и престиж машины поднимал их собственную самооценку. Что же касается грузовиков, то «студебекеры» имели высокую, ни с чем несравнимую репутацию, и. вероятно, из-за этого в советской народной культуре их название стало обозначать все машины, поставляемые из США.


Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...