Авто символ НКВД

Возникает искушение видеть в легковых и грузовых автомобилях 1930-х гг. лишь символ мощи и репрессивности сталинского государства или считать, что все относились к ним именно так. Но, видимо, ассоциация между автомобилем и страхом смерти была более размытой, свидетельствуя о сохранении — или, что более вероятно, воссоздании — связи, которая предшествовала советскому периоду, как мы уже видели.

Следы слухов о феврале 1931 г. были найдены в бывшем ленинградском паргархиве: это были записи о «черном автомобиле», который похищал ночных странников и отвозил их в «забрызганную кровью комнату, откуда потом увозили человеческие трупы». По документам ОГПУ (Объединенного государственного политического управления, преемника ГПУ), этот автомобиль принадлежат тайной еврейской секте, участвующей в каком-то религиозном ритуале, нлц принадлежал секретной организации верующих, убивавшей евреев, изображая приход антихриста и конец мира, и служащей ОГИУ в его борьбе против «бывших людей». Как отмечает Ольга Великанова, эти гипотезы представляют собой набор историй, обычно возникающих в массовом сознании. Их проецирование на автомобиль связано с амбивалентными чувствами по отношению к механическим зверям.

В то же время даже в разгар террора наиболее богатый символами артефакт XX в., автомобиль», оказался многозначным. Наряду с тем, что они вселяли в душу страх и трепет, автомобили вызывали в воображении мир невероятной роскоши и комфорта, они были связаны с эскапистскими (эскапизм — стремление личности в ситуациях кризиса, бессилия уйти от действительности в мир иллюзий или фантазии) фантазиями и мечтами, что было особенно необходимо в это апокалипсическое время.

Основным воспоминанием В. Браславского, подростком приехавшего из Свердловска в Москву в 1936 г., оказались иностранные автомобили: «Запомнил, в частности, стоявшую возле гостиницы Националь испано-суизу с длинным капотом, украшенным фигуркой летящего журавля. Когда потом, в 50-е годы, услышал Вертинского: Вас баюкает в мягкой качели голубая испано-суиза, то знал, о чем речь. Хотя та, которую я видел, была черная.

Эти автомобили были, мягко говоря, не всегда доступны. Они, возможно, появлялись на страницах газет и журналов. Их можно найти на холсте или фото и кинопленке. Михаил Герман вспоминал: Какой-то журнал, кажется Мурзилка, даже напечатал изображения фабричных знаков фордов, фиатов, бьюиков, доджей, понтиаков, паккардов и т. д. Герман очень точен. В седьмом номере за 1937 г. — да, именно за 1937-й, — в двухстраничном приложении к детскому журналу представлены 49 эмблем, в том числе летящий аист, украшавший испано-суизу.

Книга М. Ильина «Как автомобиль учился ходить» (1937), где излагалась краткая история автомобильных технологий начиная с машины с паровым двигателем — «бабушки» всех автомобилей и локомотивов, — выдержала шесть переизданий. Седьмое последовало в 1940 г. Книга «Автомобили» В. Тамби, впервые опубликованная в 1930 г., содержала рисунки гоночных автомобилей с такими названиями, как «Золотая стрела», «Солнечный луч» и «Птица». Они напоминали те, что изображены на картине Петра Вильямса Автопробег (1930).

Авто символ НКВД
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...