Различие истории вождения в США и СССР

Различие истории вождения в США и СССР можно проследить этимологически. В Америке начала XX в. словом «шофер» (от французского «пожарный» или «кочегар паровых автомобилей»), очевидно, называли всех, кто вел автомобиль, будь то для удовольствия или по найму, и его использовали охотнее, чем английское слово driver (водитель). К середине 1910-х гг. значение термина сузилось, и в настоящее время применяется для названия механика-водителя, водителя-профессионала или нанятого за плату. В России именно потому, что профессиональный водитель-механик оставайся почти единственным видом шоферов, это слово использовалось довольно широко.

«Правда», например, упоминая в 1925 г. Всесоюзный автомобильный автопробег, писала о «шоферах» (и о «шоферах»), но в то же время применяла возникшее в русском языке слово «водитель». Так же и в процитированной ранее статье автодоровского журнала За рулем шоферов называют переходным типом между кучером и авиатором. В определенных обстоятельствах, например, когда речь шла о водителях автобусов, слово «шофер» использовалось реже, но в остальных случаях оба эти понятия были и остаются взаимозаменяемыми. Например, в документе, датированном 1937 г., написано: «Центральный комитет Союза водителей (шоферов) неоднократно указывал на необходимость совершенствования политической и культурной работы среди водителей.

Как и другие трудящиеся, не сделавшие этого ранее, водители вскоре после Октябрьской революции создали собственный профсоюз — Всероссийский профсоюз шоферов и автотехников. О его образовании сообщалось на Первом Всероссийском съезде профсоюзов шоферов и автотехников фронта и тыла, состоявшемся в январе 1918 г. В сентябре 1919 г. он стал профсоюзом транспортных рабочих, включив в свои ряды грузчиков, извозчиков, механиков гаражей и ремонтных мастерских, а также работников авиации.

После проведения восьми съездов и смены названия на профессиональный союз шофс. ров и авиаработников, профсоюз в 1934 г. разделился. Авиационные работники получили свой союз, а водителей отныне представляли отдельные территориальные объединения: в Москве и Ленинграде, (с 1940 г., Центральный). Южный (с центральным комитетом в Харькове) и Восточный (находившийся в Новосибирске).

Из-за неоднородности членства в профсоюзе трудно получить точные данные о том, как много в них было профессиональных водителей. Изучение списков автотранспортных рабочих с 1924 г., куда входили как механики гаражей, так и водители, дает число 19 901 человек в мае 1922 г., но лишь 13 352 в июне 1924 г. С учетом общего количества членов это означает сокращение их доли в профсоюзе с 16,5 до 9,0 %. Аналогично изменилась доля упаковщиков и извозчиков.

Спад, который отражает истощение дореволюционного транспортного парка, очевидно вскоре после этого прекратился благодаря притоку импортных легковых и грузовых автомобилей. К октябрю 1928 г. союз насчитывал 17 701 работника автомобильного транспорта, число которых выросло до 43 713 в октябре 1930 г. Но это было лишь репетицией того, что случилось позже, когда АМО-ЗИС расширился, тысячи присланных в разобранном виде «фордов» А и АА были собраны в Москве, и к тому же заработал новый завод в Нижнем Новгороде.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...