Совнарком продавал автомобильные обязательства

Правительство также не гнушалось подобных игр. Начиная с 1 марта 1930 г. Совнарком продавал автомобильные обязательства колхозам и другим кооперативным и общественным организациям и отдельным трудящимся, нуждающимся в автотранспорте. Это были, по словам Лазарева и Грегори, численно наиболее значительные розничные продажи. Цена на первый из четырех выпусков по состоянию на 1931 г. составляла 1850 рублей.

С помощью этого метода государство собиралось пополнить свою казну почти на 32 млн. рублей. Однако покупатели обязательств оказались в шоке, когда выяснилось, что для их выполнения не хватало машин. Побуждаемая Госпланом, комиссия Молотова начала выдавать автомобили из своих хранилищ, чтобы преодолеть это затруднение, и первую очередь — сельским кооперативам и общественным организациям (например, коммунистической партии).

В то же время, однако, комиссия получила тревожный сигнал от работников ГАЗа, которые писали, что «под открытым небом скопилось больше тысячи машин». Вызванный для объяснений директор завода Дьяконов сообщил, что число машин составляло только 490 и что все связано с нехваткой подвижного состава для транспортировки автомобилей к месту назначения. Такие случаи (по-видимому, это был не первый) неспособности поставить технику, которая уже была распределена комиссией, разрушали систему распределения, превращая ее, по сути, в лотерею.

Когда дело касалось рядовых граждан (в отличие от организаций и высокопоставленных членов номенклатуры), практически единственным способом получить автомобиль в 1930-х гг. было участие в официально организованных национальных лотереях. Начиная с 1928 г., когда «Автодор» выпустил три миллиона лотерейных билетов по пятьдесят копеек каждый, лотерея стала одним из основных видов деятельности этой организации. В первый год «Автодор» предложил 3391 приз.

Среди них — автомобиль (марка не указана) плюс два года гарантии на обслуживание (или 10 ООО рублей наличными), 20 «фордов» и других машин иностранных моделей по цене 1500 рублей каждая (или, по желанию, трактор), 20 мотоциклов, десятки автопоездок, вероятно, с оплатой всех расходов, из Москвы в Крым, Ленинград, Нижний Новгород и Тулу, книги по обслуживанию автомобилей, а также годовые подписки на журнал «За рулем», издаваемый «Автодором».

В лотерее 1930 г., разыгрывалось более десяти тысяч призов, но главным был катер, а не автомобиль. В 1934 г., последнем, когда «Автодор» выступал организатором лотереи, цена на билеты удвоилась и достигла одного рубля, а общая стоимость почти 20 тыс. призов составила 2,3 млн. рублей. Среди них 700 автомобилей и 600 детских педальных машин.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...