Распространение автомобилей привело также к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий

Хотя трафик в Москве был несравним с основными европейскими или североамериканскими городами, все-таки транспорта оказалось достаточно для появления случайных пробок. Таких, например, как описанная Василием Аксеновым в начале его романа «Московская сага» (часть первая — «Поколение зимы»): Подумать только, в 1925 году, на восьмой год революции, пробки в Москве! Аксенов расценивал это событие как «причину для радости», знак того, что «жизнь возвращается вместе с мечтами о процветании».

Распространение автомобилей привело также к резкому росту числа дорожно-транспортных происшествий. Количество несчастных случаев возросло с 1600 в 1926 г. до 2292 в 1927 г. и до 1083 в первой половине 1928 г. Почти 5000 человек получили травмы в результате этих аварий, а 15 % случаев оказались смертельными. Михаила Презента, члена редколлегии журнала «Автодор», приводило в отчаяние отсутствие у московских водителей дисциплины: они категорически отказывались ехать, но правой стороне улицы, игнорировали знаки на трамваях и автобусах. Может быть, все дело в том, предположил один комментатор, что они представляли собой нечто среднее между извозчиком и летчиком, получив в наследство от первых «грубость» и пытаясь дотянуться до технической смелости вторых, для чего у них не всегда хватало опыта.

Вполне вероятно, что у такого поведения могли быть и другие причины. Официальное исследование физического и психического состояния профессиональных водителей показало: они жалуются на острые приступы голода, судороги в ногах, оцепенение и «часто, особенно у молодых, бывают галлюцинации». Из 50 водителей автобусов ни один не был признан абсолютно здоровым, и только четыре из 30 водителей легковых автомобилей и грузовиков соответствовали требованиям. Но этим не объяснить, как попадают в аварию водители-любители, ездящие для своего удовольствия, такие, например, как Лиля Брик.

Летним днем 1929 г. Лиля сбила восьмилетнюю девочку, сидя за рулем своего любимого «реношки». По ее словам, девочка с матерью переходили улицу в «неблагоприятном месте, испугались, застыли, как вкопанные, заметались, словно куры, и разбежались в разные стороны... Я резко затормозила, но все же слегка толкнула девочку, сбив се с ног». К счастью, девочка не пострадала, хотя дело дошло до суда. К радости Лили, она была оправдана.

Надо отметить, что еще какое-то время ситуация почти не менялась. Легковые автомобили и даже грузовики по-прежнему были редкостью в советских деревнях. Рост их количества в крупных городах таким образом, представлял собой обратный эффект усиления «противоречия между культурой города и варварством сельской местности». Речь идет о том самом противоречии, которое большевики были полны решимости преодолеть, введя ради этого новую экономическую политику.

В долгосрочной перспективе в деревне тоже появятся транспортные средства, но, как это было с грамотностью, электричеством и другими атрибутами современности, сельские жители захотели обладать ими гораздо раньше, чем смогли получить. В первую очередь, они должны были преодолеть враждебность, даже страх, с которым встретили автомобили. Поэтому знакомство крестьян с машинами стало первым шагом на пути преодоления противоречий унаследованных от капитализма.


Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...