Большевики захватили из личного гаража его императорского величества 46 автомобилей

Ленин, выступающий 3 апреля 1917 г. с речью на Финляндском вокзале (куда он прибыл, вернувшись в Россию), стоя на броневике, стал почти канонической фигурой. Десять лет спустя режиссер Сергей Эйзенштейн увековечил этот образ в кино, добавив развевающиеся флаги и перекрещивающиеся всполохи огней. Это был не единственный случай, когда Ленин использовал бронированный автомобиль в качестве трибуны.

Еще раз он сделал это в январе 1918 г., когда, по словам Райта, «напутствовал Красную Армию». Но для передвижений по городу использовались более элегантные экземпляры. Большевики захватили из личного гаража его императорского величества 46 автомобилей, в том числе несколько лимузинов «делоне-бельвиль», «мерседесов», один или два «даймлера», 6-цилиндровый «рено», «роллс-ройс» «серебряный призрак», «тюркат мери», а также весь штат сотрудников, включая опытных механиков и водителей.

Парк автомобилей вместе с их водителями в марте 1918 г. перемещается с Советским правительством в Москву. Впоследствии они всецело находились в распоряжении партийной элиты. Ленинским любимцем считался открытый «делоне-бельвиль» — по крайней мере, именно он чаще других отвозил его на заседания за пределами Кремля, а в выходные - за город. Позже в Манчестере заказали несколько новых «роллс-ройсов», чтобы заменить царское наследство. Историк Лев Шугуров проследил судьбу одной из машин, которая возила Ленина: «изношенный автомобиль передали в Керчь, профсоюзу рыбаков, пишет он. Поврежденный в результате аварии в конце 1930-х гг., он был спасен группой энтузиастов, а затем восстановлен на ЗИЛе и помещен в Музей В. И. Ленина, где и оставался до 1993 г., когда Борис Ельцин своим указом закрыл экспозицию.

Не существует надежного источника, указывающего на число автомобилей, находившихся в стране во время большевистской революции и в течение некоторого времени после нее. Оценка их количества за 1917 г. варьируется от 9525 (из которых только 2343 были на ходу) до почти 28 тыс. Значительные различия, возможно, связаны со временем года, когда выполнялись подсчеты, но, что более вероятно, отражают невозможность получения точных данных. Кроме того, нельзя уверенно утверждать, что конкретно учитывается в этих данных.

Были ли мотоциклы включены во все отчеты или только в некоторые? Учтены ли тракторы и бронированные автомобили? Но независимо от того, что именно подсчитывалось, многим из тогдашних транспортных средств пора уже было на свалку, а некоторые впоследствии наверняка эмигрировали вместе с владельцами. Об этом имеются проверенные сведения, так же как и о случаях угона и контрабанды автомобилей через практически прозрачную советско-финскую границу.

В последующие годы количество зарегистрированных транспортных средств оказалось существенно ниже: 6621 в июне 1918 г. и 7592 в апреле 1919 г. На улицах Петрограда гробовое молчание, - отметила в своем дневнике 2 декабря 1918 г. поэт-символист Зинаида Гиппиус. Лошадей в городе нету (съедены), автомобили, все большевицкие, поломаны и редки. Кое-где по глухому снегу, мимо забытых магазинов с сорванными вывесками трусят ободранные пешеходы.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...