Военнопленные в качестве рабочей силы

В ходе войны нацисты занимались ремонтом и строительством некоторых дорог, но основная их часть была повреждена и заброшена. Хотя разрушение железнодорожных линий носило более серьезный характер, ремонт автомобильных дорог также являлся важной послевоенной задачей. Советские власти требовали репараций от стран Восточной Европы (включая целые «трофейные» заводы) и легко оправдывали использование военнопленных при восстановлении шоссейных и железных дорог, мостов, шахт, заводов, жилых домов и других объектов.

Всей «империей» или «архипелагом» лагерей для военнопленных, количество которых доходило до 267, руководило Главное управление по делам военнопленных и интернированного персонала (ГУ ПВИ) НКВД-МВД. Но оно — особенно после Сталинской амнистии от 5 июля 1945 г., когда на свободу вышли около 40 % обитателей лагерей, — соперничало с более известной системой Гулага за приоритетность на получение трудовых и прочих ресурсов.

С момента открытия советских архивов мы узнали много нового об этих лагерях и о более чем трех миллионах военнопленных, которые прошли через них. Хотя остались еще поводы для разногласий относительно полноты картины, полученной благодаря прочтению этих документов.

Дорожные проекты, перечисленные в постановлении № 0118 МВД от 29 апреля 1946 г., были рассчитаны на труд военнопленных. Для достижения запланированной даты окончания строительства в 1950 г. ГУПВИ создало 17 новых лагерей, которые одновременно служили стройплощадками в ведении Гушосдора. Режим в лагерях напоминал гулаговский, особенно в голодном 1947 г. Как и в Гулаге, в них существовала денежная система стимулов для поощрения выполнения нормы выработки, но вместо «социалистического» соревнования, военнопленные должны были участвовать в «трудовых» соревнованиях. Иногда высшие должностные лица вмешивались, чтобы обуздать злоупотребления. Например, письменная жалоба от анонимного заключенного о переполненности тюрем и отсутствии отопления, воды и пищи в лагере в Башкирской АССР спровоцировала расследование, которое подтвердило эти факты.

Заместитель министра внутренних дел угрожал лагерному начальству уголовной ответственностью, если они не примут срочных меры для исправлению «невыносимый» ситуации. В отличие от этого в ходе расследования в лагере № 3 Гушосдора было установлено, что «инженерно- технический персонал и лагерная администрация ослабили контроль за выполнением заключенными норм выработки», стали слишком фамильярны с ними и позволяют им общаться с местным населением. Найдя это также недопустимым, власти удалили несколько сотрудников лагеря и предписали оставшимся улучшить трудовую дисциплину путем применения системы дифференцированного распределения пищевых продуктов на основе выполнения норм, а также карательными мерами (а именно дополнительными часами работы) для тех, кто «систематически не выполняет нормы выработки.
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...