Дорога жизни в Ленинграде

На протяжении всей войны и после нее советские средства массовой информации описывали дорогу жизни как свидетельство храбрости и изобретательности Красной армии, мудрости политических лидеров страны, мужества и патриотизма ее верных граждан. Во многих случаях приводились вдохновляющие примеры подвигов или самопожертвования. Писательница Вера Инбер в своем дневнике описывает водителей грузовиков, ездивших по Ладожскому озеру, как «священных».

Поддерживали эту традицию Александр Фадеев и другие писатели. Подобные патриотические настроения воплощает Музей дороги жизни, расположенный в деревне Осиновец (Всеволжского района), бывшей западной окраине ледовой дороги. Музей, который открылся в сентябре 1972 г., относительно невелик и, конечно, не сравним с «супермемориалами», возведенными в ту же брежневскую эпоху в Волгограде, Киеве и Бресте. В небольшой комнате содержатся экспонаты, посвященные «неизмеримому мужеству, стойкости и героизму защитников Ленинграда». Лишенные ссылок на руководящую роль товарища Сталина и Коммунистической партии, они все же свидетельствуют, что «за каждой выставкой, за каждым боевым экспонатом лежит судьба человека, подвиг». Эго место привлекает пожилых ветеранов и школьников, приезжающих сюда на экскурсии.

Но блокада и дорога жизни больше не священны, как и многое другое, что канонизировалось в советские времена. С момента распада Советского Союза иностранные писатели не упускают возможности использовать мелодраматические сюжеты о молодых влюблен¬ных и унесенных жестокой судьбой жизнях. Ученые воспользовались доступом к ранее закрытым архивам и другим источникам для пересмотра истории. Новые версии отвергают прежний пафос, но грешат критическими оценками (с позиций сегодняшнего дня) решений Верховного Главнокомандования в Москве и Военного совета Ленинградского фронта. Например, один западный историк отмечает, что «какие-либо крупные эвакуации гражданских лиц воздушным путем, кажется, никогда даже не рассматривались, подразумевая, что в дополнение к тем, кто был эвакуирован по дороге жизни в течение зимы 1941 -1942 гг., других ленинградцев тоже можно было спасти.

Другой (впоследствии, правда, отказавшийся от своей идеи) вторит ему, утверждая, что несомненно, можно было сделать больше. В преддверии будущих боев гораздо больше детей и иждивенцев следовало эвакуировать впервые недели войны. Крупные запасы продовольствия могли и должны были быть накоплены и надежно сохранены. Пайки лучше было сократить пораньше. Ледовую дорогу через Ладожское озеро тоже можно было начать использовать на полную мощность раньше. Приоритет, теоретически, должен был принадлежать перевозкам продуктов питания и эвакуированных, меньше внимания следовало уделять промышленным товарам и материалам».

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...