Война: дорога жизни, дорога смерти

Советские дороги, подавляющее большинство из которых были не в лучшем состоянии к началу Великой Отечественной войны, не делали различия между захватчиками и защитниками. Грузовикам вермахта так же трудно давались поставки для своих танковых дивизий, как и моторизованным подразделениям Красной армии, перевозка войск и снабжение фронта. Обе стороны использовали в основном транспортные средства с задними ведущими колесами, которые часто застревали во время распутицы. В этом отношении американские четырехколесные полноприводные автомобили существенно отличались тем, что могли передвигаться по пересеченной местности, перевозя мотопехоту и артиллерию.

Например, во время наступления в Белоруссии летом 1944 г. (операция «Багратион») такие машины давали советским войскам возможность перемешаться по отвратительным фунтовым дорогам через болота и леса в обход немецких блокпостов и завязших в грязи вражеских подразделений. Позже повышенная мобильность устранила проблему изменения ширины железнодорожной колен, когда Красная армия продвинулась в Польшу и Германию.

Однако во время войны, особенно в ее начальной фазе нехватка хороших дорог явилась как для Красной армии, так и для населения в целом настоящим проклятием. Почти каждый успех захватчиков на ранних стадиях вторжения создает громадные заторы из отступающих: советской артиллерии, автомобилей, полевых кухонь, вагонов и войск, что дало «фашистским самолетам... время хорошо пожить». Узкие места проявляются во время эвакуации из Москвы в октябре 1941    г. К концу года, по данным советских официальных источников, более половины довоенных дорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам, их количество составляло 136 300 километров) были либо уничтожены, либо находились в руках врага.

Потери грузовых автомобилей составляли примерно такую же пропорцию, что сделало жизненно необходимой мобилизацию лошадей в течение зимы 1941-1942 гг.  С появлением грузовиков, получаемых по американскому ленд-лизу, организацией новых полков и батальонов, в каждом из которых содержалось 100 грузовых автомобилей, и созданием сети топливных складов в тылу ситуация «значительно улучшилась. Дорожно-строительные батальоны — и военные, и гражданские - также помогли.

Самая замечательная дорога Советской России не является дорогой в общепринятом смысле этого слова. Ее, одну из многих, проложили по льду Ладожского озера зимой 1941-1942 и 1942-1943 гг., чтобы доставлять продовольствие и другие материалы в осажденный Ленинград и эвакуировать из него людей. Для ленинградцев это была буквально «дорога жизни», для остальной части страны, которая не смирилась с попыткой захватчиков голодом принудить народ к капитуляции или уничтожить его. путь к спасению. «Дорога во всех культурах — метафора жизни», говорится в каталоге выставки под названием «Дорога в русском искусстве», состоявшейся в Государственном Русском музее. По в действительности была только одна Дорога жизни, по крайней мере в советское время.


Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...