Инспектирование строительства автомагистралей

Год спустя в ходе иследований на территории всей страны два инженера, Корниенко и Гайдук, составлявшие отчет для партийной контрольной комиссии, сообщали: «допущены вопиющие недочеты и злоупотребления... врагами народа», которые «в течение долгого времени в дорожных организациях и здесь приложили руку к тому, чтобы всячески тормозить строительство». К этому времени Гушосдор имел свой трудовой лагерь — Шосдорлаг (то же, что Ушосдорлаг, Ушосстройлаг).

Расположенный в Хабаровске, он насчитывал более 40 тыс. заключенных и поставлял рабочую силу для строительства дорог на всей дальневосточной территории РСФСР (известной как Российский Дальний Восток). Но через несколько месяцев, в июне 1938 г., его директора и главного инженера постигла та же участь, что и других чиновников Гушосдора: их арестовали по обвинению в членстве в контрреволюционной террористической организации. Таким образом, вполне вероятно, что «враги», как утверждали Корниенко и Гайдук, были связаны с проектом Московского шоссе.

Как нужно понимать эти обвинения в «недочетах и злоупотреблениях»? Протоколы большой чистки заполнены всевозможными фантастическими показаниями, выбитыми из арестованных следователями, которые сами не имели права на излишнюю осторожность. Случаи с несчастными сотрудниками Гушосдора, несомненно, принадлежит к событиям такого же рода. Это не исключает, однако, того факта, что нарушения действительно имели место. Редкий строительный проект обходится без нарушений правил безопасности, упущений и т. д. Рабочая сила, состоящая в основном из ни в чем не заинтересованных заключенных, является благодатной почвой для совершения таких нарушений. Следовательно, проблемой обоих дорожных проектов были не недостатки и упущения, а то, что они разворачивались в разгар общегосударственного террора.

С завершением в 1937 г. строительства канала Москва Волга правительство повысило приоритет проекта Минского шоссе, а это означало перенесение даты его завершения с 1942 г. на последний квартал 1940 г. Численность населения вяземского лагеря, основною источника трудовых ресурсов для этого строительства, колебалась от низкого уровня 24 тыс. человек на 1 января 1938 г., до почти 50 тыс. шесть месяцев спустя. Администрация проекта разделила людей на девять частей. С учетом рабочих и крестьян, нанятых из городов и деревень по обе стороны от будущей дороги, общее число трудящихся на строительстве достигло 105 ООО человек. Они использовали около 12 тыс. лошадей, примерно 70 грузовых автомобилей и 30 тракторов.

20 млн. кубических метров земли (приблизительно столько же, сколько для создания Беломорско-Балтийского канала) было вынуто, чтобы освободить место для дороги 18-метровой ширины. Кроме того, возвели 115 мостов общей длиной чуть более трех километров. Но больше правительство не упоминало о московско-киевском проеме. Расформирование калужского лагеря в феврале 1938 г. и распределение 16 300 ею заключенных в другие места говорит либо о его завершении, либо о закрытии.

Качество строительства в обоих проектах оставляло желать лучшего, но видимо, не вся вина лежит на рабочих: инженеры Союздор-проекта, которые разработали дорогу Москва-Минск, не приняли во внимание некоторые аспекты: песок, на котором будет лежать брусчатка, может ослабевать в некоторых местах, твердость щебня, используемого для мощения, зависит от того, из чего он сделан (из гранита или известняка), строительство дороги через болото на пересечении Березины и Схи (рек вблизи города Борисова, Белоруссия) потребует выемки огромного количества торфа. Тем не менее, к концу августа 1938 г. рабочие полностью закончили дорожное полотно и в течение следующего года вылили на него миллионы тонн асфальта и бетона.

Строительство заправочных станций, ремонтных мастерских, гостиниц должно было производиться позже, вместе с тотальным озеленением. Насколько проект был близок к завершению ко времени вторжения нацистов, не ясно. НКВД приостановил работы в марте 1941 г., так что работники могли быть переведены для создания авиационных баз военного назначения. Таким образом, Советский Союз был избавлен от роковой ошибки сооружения удобного пути к своей столице, что могло бы способствовать ее завоеванию вторгшимся врагом. Надо отметить, что автобаны, несомненно, помогли продвижению войск союзников, которые прошли по ним из Рейнской области до Эльбы в 1945 г.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...