Причины ликвидации Цудортранса

Причины ликвидации Цудортранса и его руководящих кадров являются немного более сложными и укладываются в рамки чисток, которые происходили на автомобильных заводах. 28 октября 1935 г. Цудортранс и его низовые органы (Главдортранс и Дортранс) были переданы из Совнаркома в Народный комиссариат внутренних дел. Этот шаг продолжил усиление внимания к строительству и содержанию дорог, так как НКВД считался самым мощным и грозным учреждением в стране. Изменения способствовали использованию труда заключенных Гулага на дорожных работах, что ранее допускалось лишь в редких случаях. Это также означало, что Цудортранс стал лишним.

Постановлением правительства от 3 марта 1936 г. утверждалась реорганизация Цудортранса и его органов в Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор) и его соответствующих отделений (Ушосдор, Ошосдор) в управлениях НКВД союзных республик, краев и областей. Ответственность за строительство и содержание дорог местного значения была возложена на районные исполнительные комитеты и сельсоветы.

За два месяца до передачи Цудортранса в НКВД его директор, Леонид Петрович Серебряков, старый большевик, имевший за плечами непростую историю противостояния сталинской фракции, был освобожден от своих обязанностей. Год спустя его арестовали, и он оказался одним из обвиняемых на показательном процессе «антисоветского троцкистского блока» в январе 1937 г. Ни в своих показаниях, ни в последнем слове он не защищал себя. Он охотно согласился, что находился в сговоре с Георгием Пятаковым и другими организаторами вредительства на железных дорогах и «стал в итоге врагом народа» «пекле двух десятков лет жизни честного и преданного члена партии».

Но он категорически отказался признать участие в саботаже строительства и содержания дорог в качестве главы Цудортранса. Вскоре, однако, его назначили участником группы промпартийных вредителей, где он отвечал за дороги, а еще указали, что в 1924 г. он якобы был среди «антимеханизаторов» и состоял в группе ученых почвоведов, которые пропагандировали «полезность грунта в качестве основного материала дорожного покрытия. Это, несомненно, было делом рук обвинителя инженера А. С. Кудрявцева, одного из многочисленных доносчиков, появившихся в ходе «большой чистки». Серебрякова ликвидировали не за недостатки в работе (хотя они, возможно, были), а за его прошлое, как сподвижника Троцкого и дру¬гих бывших левых оппозиционеров.

Были и другие жертвы. Несмотря на нехватку инженеров (а, возможно, именно потому, что их навыки были необходимы и им следовало напоминать, что они «просто винтики»), правило «незаменимых нет» распространялось и на руководящий состав дорожников. Ужасает то, что наиболее стратегически важные учреждения подвергались особенно сокрушительным чисткам. Три четверти ведущего состава Наркомата были заменены в течение 1937 1938 гг., подавляющее большинство из них стали жертвами большой чистки.

Число тех, кто работал в администрации дорог, и кого постигла такая же судьба, неизвестно, но, безусловно, было высоким. В апреле 1937 г. дорожный инженер Исаак Соломонович Гохфельд, работавший в то время заместителем директора отдела планирования Гушосдора. был арестован по «минскому» главдортрансовскому делу (то же, что «троцкистская вредительская организация»). Гохфельд провел десять лет в сибирских лагерях, в то время как, по мнению исследователей из «Мемориала», «многих его знакомых по этому делу все-таки расстреляли».

Причины ликвидации Цудортранса
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...