Автопробег Москва-Кара-Кум-Москва летом 1933 года

Если это был наихудший из экспедиционных автопробегов, то высшим достижением стал пробег по маршруту Москва-Кара-Кум-Москва летом 1933 г. Он блестяще содействовал пропаганде улучшения (при их наличии) и строительства (при полном отсутствие дорог и героизма тех, кто сидит за рулем. Во всех отношениях этот автопробег стал кульминацией многолетних усилий «Автодора» в деятельности по популяризации советского автомобилизма. Ключ успеха лежал в решении сделать различные секции «Автодора» 0тветственными за разные объекты.

В РСФСР состояние дорог достиг относительно высокого уровня: «Автодор» похвалил и наградил областные филиалы, которые подготовили маршрут - сделали яркую разметку, обновили дорожное покрытие, отремонтировали мосты, а также предоставили надлежащие услуги. Те, кто пренебрег выполнением этих задач, подверглись уничтожающей критике. Наиболее разительный контраст наблюдался между смежными Чувашской и Татарской автономными республиками. В первом случае «хорошая дорога буквально стала делом чести каждого колхоза», писал корреспондент «Правды», который не смог объяснить, как они этого добиваются.

Чувашские дороги заслужили высокую похвалу водителей ралли, которые вместе с газетными корреспондентами и другими журналистами служили «государственными глазами на колесах». «Эта республика может соревноваться своими дорогами с дорогами Германии», прокомментировал ситуацию М. Мереикий, командор автопробега. «С дорогой, как эта, я гарантирую 80 км/час» — заявил водитель Лунде. Более важной была гарантия или ожидание «своевременной и регулярной доставки зерна из глубины» республики «к основным дорогам, максимальные связи с другими регионами, и продолжение культурного строительства республики». Пересекая Татарскую АССР колонна транспортных средств была вынуждена снизить скорость до 10-15 км/ч, потому что встречались «глубокие колеи, канавы, неожиданные ухабы, мосты с поломанным настилом, рытвины и ямы».

Из более чем 9000 километров пройденного пути только около 1600 приходились на основные дороги (шоссейные): более 6000 — на грунтовые дороги, а около тысячи — на бездорожье. Большинство, если не все, основные дороги находились в России, основная часть грунтовых дорог и вес «белые пятна» - в Средней Азии. Главной целью среднеазиатской части автопробега — и особенно пересечения пустыни Кара-Кум «черные пески» — было продемонстрировать не столько необходимость (лучших) дорог, сколько долговечность новых моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Иными словами. Средняя Азия служила для Советского Союза своеобразной Сахарой: чем тяжелее условия, тем лучше.

В подробных отчетах о прохождении автопробега и особенно в коллективном «дневнике», который корреспонденты «Правды» и «Известий» вели параллельно с ежедневными отчетами, Каракумское бездорожье представлялось вечными кочевыми путями Средней Азии. «Это наш пробег, товарищи!» — объяснял корреспондентам полномочный представитель Туркменского Совета народных комиссаров: «Вступление автомобилей в пустыню несет с собой смерть отсталому кочевничеству».  Записи корреспондентов делают наглядным метафорический путь от бездорожья к социализму и коммунизму. Проходя по пустыне, автомобилисты путешествуют не только в пространстве, но и во времени, плавно двигаясь из хорошо сохранишегося прошлого в светлое будущее.

Они сталкиваются с верблюжьими караванами и самолетами, руинами древних городов и вновь обретенными — «освобожденными» - женщинами Востока, выжженными ландшафтами, казалось бы, лишенными воды, и подземной рекой, которая стала потенциальным источником ирригационных проектов. Таким путь был изображен на обложке иллюстрированного журнала «СССР на стройке». «В местах, где лежали безжизненные пески Кара-Кума», предсказывалось в нем, «будут цвести хлопковые поля и в местах, где на протяжении тысяч лет песок лежал над мертвыми городами, будут возникать новые города, социалистические города... Даже сейчас камни и пески Кара-Кума содержат достаточно растительности, чтобы кормить двадцать пять миллионов овец».

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

Knowing the basic terminology can save you a lot of money.

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...