Автопробег "Автодора"

Когда пять легковых автомобилей, два небольших грузовика и мотоцикл выехали из Москвы в Архангельск 10 августа 1929 г., их главной агитационной целью было не столько улучшение дорог, сколько их постройка. «Автодор» организовал Большой Северный автопробег, трехтысячекилометровое путешествие, чтобы «определить маршрут будущего шоссе» в Архангельск. Такие экспедиционные ралли были весьма популярны в конце 1920-х и начале 1930-х гг. не в последнюю очередь из-за широкого резонанса, который они получили в прессе и кинохронике. Вселяя в людей ощущение мужества, они также способствовали проявлению глупости. Дух подобных мероприятий хорошо иллюстрирует 9500-километровый пробег (продолжительностью три месяца) из Владивостока в Москву — «рекогносцировочный пробег» 1930 г.

Это было детище инженера Н. Заборовского, который, выступая в Центральном совете «Автодор», уверенно заявил: «Наша задача состоит в том, чтобы дать стране дороги, и этот путь мы найдем». Делать это нужно было как можно скорее, потому что уже звучали требования туристов «кратчайшим путем — в кругосветные путешествия». Поэтому, по мнению Заборовского, «нам нужно показать дорогу туристам, а не ждать, пока они нам ее покажут». Заборове кий также отметил «волну переселения, направленную на Дальний Восток» из европейской части страны (то есть изгнание кулаков и других классовых врагов) в качестве основании для включения Украины и Белоруссии в программу автопробега. Это, как полагал Заборовский, повысило бы его агитационную ценность.

Автопробег не задался с самого начала. Доставка всех участников, автомобилей и припасов во Владивосток показала, насколько это сложное дело. Несколько раз вынужденно откладывали старт. В заключительном рапорте С. А. Заикин, командор пробега, использовал глагол «плыть», а не «ехать» или «везти», чтобы подчеркнуть ужасные условия и мучительно низкую скорость передвижения. По-видимому, никто не создал запас топлива или продуктов, несмотря на «целую кучу телеграмм».

В одном месте милиционер на пять дней арестовал участников пробега, потому что получил от региональных властей телеграмму с требованием не допустить его прохождения из-за недостаточной подготовки. Смертельный удар по автопробегу был нанесен недалеко от Хабаровска (к северу от Владивостока), когда два из трех автомобилей вынуждены были свернуть в болото, чтобы избежать столкновения с локомотивом — железнодорожная авария могла иметь символическое значение.

В свою очередь, Заборовский пытался оспорить большую часть отчета Заикина. «Говорить о бездорожности... преувеличение», — сказал он в совете «Автодора». За исключением болотистых мест, дороги были «более или менее приличные». Если не учитывать пять дней, «которые мы бессмысленно провели под стражей в милиции, мы в среднем делали бы по сто километров в день», сказал он. Только Заикин был против возобновления автопробега. Впрочем, присутствующие не поверили Заборовскому.
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...