В России нет дорог, есть только направления

В 1920-х и 1930-х гг. эта метафора дороги неоднократно использовалась в коммунистическом дискурсе наряду с другими своеобразными завоеваниями: «штурмовщина», «строительство», «развитие», «вызревание». Ленин время от времени использовал эту метафору, например на XI съезде партии (1922), когда размышлял о новой экономической политике, представляя ее в виде машины: «едет не совсем так, а очень часто совсем не так, как воображает тот, кто сидит за рулем этой машины».

В своей работе «Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз» (1925) Николай Бухарин использует его более детально. Его утверждения об «эволюционном пути» и о том, что «путь к социализму... именно через рыночные отношения» достигли канонического статуса до того, как сочетание кризиса и нетерпения взяли верх в партийном руководстве. В этот период Сталин возродил один из ленинских лозунгов 1917 г. о необходимости для пролетарской диктатуры «догнать и перегнать» наиболее передовые страны в экономическом смысле. Тот факт, что оба слова — «дорога» и «путь» — могут относиться и к железной дороге, и к безрельсовой — не единственная причина, почему перевод метафорических понятий в материальные остается сложным.

«В России нет дорог, есть только направления». Этот афоризм был не в таком почете, как гоголевский, но достаточно хорошо известен и стал темой статьи в газете «Комсомольская правда» в августе 1931 г. Отвергая фаталистические следствия этого высказывания, в статье утверждается, что «сейчас, то генеральное направление, которое дано партией нашей стране, ТРЕБУЕТ ДОРОГ!» Полезно внимательнее проанализировать статью, поскольку в ней используется и материальное, и метафорическое значение бездорожья.

Она начинается с цитат из русской классики, каждая из которых описывает вид передвижения по бездорожью и грязи. Затем без какой-либо отсылки к «простой крестьянской телеге» (по Осинскому) в статье заявляется: «Революция ополчается на телегу. Она объявляет кипучий поход, чтобы пересадить Россию с телеги на автомобиль», предвидит день, когда дороги превратятся в «конвейеры между сельскохозяйственными и промышленными фабриками социалистического хозяйства, в ленту непрерывного потока стирающего межи между городом и деревней».

Напоминая о речи Сталина о прежних промышленных руководителях страны, из-за которых многострадальная России терпела поражение за поражением по причине своей отсталости, статья одновременно отмечает положительные отличия новой пролетарской Советской России от ее имперского предшественника и играет на чувствах русских, на их уязвленной гордости.

Предлагаем посетить где вам предложат квалифицированные услуги.

Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...