ВАЗ выделял себя из ряда других, более старых советских предприятий

Сознательно или бессознательно, но АвтоВАЗ делал то же самое, что и Ford Motor Company, создавшая в деревне Гринфилд Виллидж музей Генри Форда (Henry Ford Museum) и исследовательский центр Benson Ford Research Center. Компания старалась объединить себя с историей создавшей ее страны, рассказать своим нынешним работникам-тольяттинцам и их семьям о жизни предыдущих поколений и об испытаниях, выпавших на их долю, чтобы создать достойное впечатление о заводе и дать людям почувствовать себя частью большой семьи.

Но могла быть и другая, дополнительная причина. Основанный в 1966 г., ВАЗ выделял себя из ряда других, более старых советских предприятий, подчеркивая свою молодость и отсутствие революционного или сталинского прошлого. Скорее это был завод, который в мнении народа ассоциировался с массовым выпуском продукции для простых советских граждан — не для армии, не для грузовых перевозок и не для руководителей.

Он олицетворял реализацию народных представлений об обществе, ориентированном на выполнение запросов своих граждан, и советский вариант «фордизма» понимался как массовое производство для удовлетворения массового спроса. С приходом перестройки, а затем с распадом СССР тот тип общества, обслуживать которое должен был ВАЗ, оказался разрушенным. Петр Абрамович Нахманович, один из топ-менеджеров компании, вышедший на пенсию в 2002 г., в своем выступлении приравнял ситуацию начала 1990-х гг. к той, что была в Германии и Японии в 1945 г.  

Для современных двадцатилетних «Митяев» из деревень, которых раздражают рассказы родителей о трудных переменах и непростом процессе приспособления к ним, эта аналогия вряд ли что-то означает. У них уже есть свои полностью оснащенные «лады», и они смело смотрят в будущее, в котором смогут приобрести более дорогую и высококлассную западную модель машины. Но для миллионов рядовых граждан, живших и работавших в 1960-х, 1970-х и 1980-х гг., теперь пожилых и солидных, воспоминания о прошлом, о десятилетиях относительной стабильности — настоящее удовольствие. В этом смысле, и не только в этом, АвтоВАЗ все еще остается «советским Детройтом».
Похожие объявления / новости

КАТЕГОРИИ

КАТАЛОГ АВТОПРОДАЖА

АВТОСПОРТ

Автомобили — участники ралли — были первыми реальными машинами
Крепкая ассоциация автомобиля с городом и чиновничеством сохранялась десятки лет после 1930-х гг. и, возможно, дольше. Корреспонденты освещавшие автоп ...
Инциденты в автопробеге
Аварии и сход с дистанции нескольких автомобилей сопровождали каждый автопробег, и этот не стал исключением. Экстраординарным событием явилась смерть ...
Цель Всероссийского экспериментального автопробега
Показать легковые автомобили, грузовики, мотоциклы там, где их раньше никогда не видели, составляло одну из целей Всероссийского экспериментального ав ...
Борис Удольский чемпион, опытный водитель
Борис Удольский чемпион, опытный водитель многое знал об истории автомобилизма. Его биография, опубликованная в 1937 г. была, по его словам, неразрывн ...